Заявление сети Домов прав человека
По поводу мер реагирования государственных властей на всемирный кризис, обусловленный инфекцией COVID-19
3 апреля 2020 г.
Сеть Домов прав человека выражает озабоченность по поводу ряда действий, предпринятых в последнее время государственными властями многих стран западной и восточной Европы, Восточных Балкан и Кавказа в качестве реакции на разворачивающийся кризис вследствие распространения коронавирусной инфекции. Данные действия, направленные на борьбу с ростом заболеваний и смертей в связи с COVID-19, вызывают вопросы с точки зрения приверженности государств обеспечению гражданских свобод и прав человека. Нижеподписавшиеся призывают все государства в ходе принятия любых решений в течение этого критического периода сохранять подход, направленный на соблюдение прав человека, в том числе путем обеспечения защиты уязвимых и социально отчужденных групп населения, своевременного прекращения или изменения действия политических мер, принятых в рамках борьбы с эпидемией, а также немедленного прекращения любых нападок на правозащитников.
Столкнувшись с распространяющимся вирусом, многие страны прореагировали таким образом, который всего лишь несколько месяцев тому назад невозможно было бы представить. Власти ограничивают свободу слова, пытаясь предотвратить распространение дезинформации о вирусе. В целях ограничения контактов между людьми на близком расстоянии и снижения уровней заражения ограничивается свобода объединений и собраний. Крайне усложняются возможности для правозащитников вести мониторинг закрытых учреждений и защищать уязвимые группы населения. Некоторых из них в связи с их деятельностью власти пытаются изобразить как врагов государства. Для оперативной борьбы с распространением вируса, беспрецедентного в новейшей истории, многие правительства стремятся получить чрезвычайные полномочия.
В этих условиях властям государств дается немалая свобода действий для того, чтобы можно было действовать быстро и решительно с целью противостояния вирусу и его воздействию на население стран. При всей необходимости этих шагов, не менее важно государствам принять во внимание прозвучавшее на этой неделе напоминание Верховного комиссара ООН по правам человека: «Согласно международному праву прав человека, чрезвычайные законодательные нормы и меры реагирования должны быть строго ограничены во времени, узко направлены на решение сложившейся на данный момент ситуации, а также должны содержать надлежащие предохранительные положения. Они должны оставаться предметом эффективно работающего законодательного и судебного контроля». Чрезвычайными мерами не могут допускаться нарушения абсолютных прав, таких как запрет на жестокое обращение и пытки. Объявляя о введении чрезвычайного положения, власти обязаны проинформировать соответствующие международные организации о том, от соблюдения каких прав допускаются отклонения и по каким мотивам это необходимо. Государства также обязаны направить соответствующие уведомления после отмены чрезвычайного положения.
История напоминает нам о том, что в ходе реагирования на стихийное бедствие зачастую проявляется тенденция к принятию избыточных мер. Нередко вводятся неоправданно широкие законодательные изменения, ведущие к ограничению прав в чрезмерном масштабе и во многих сферах, где можно было бы обойтись и без подобных ограничений. Власти могут стремиться сохранить полученные чрезвычайные полномочия уже и после того, как угроза понизится. К сожалению, история богата и примерами того, как бедствия используются в целях политического оппортунизма, что в более долгосрочной перспективе приводит к не менее катастрофическим последствиям.
В связи с вышесказанным сеть Домов прав человека призывает власти всех стран действовать открыто, транспарентно, обеспечивать своевременный доступ к информации о мерах реагирования на распространение COVID-19; немедленно пресекать вопиющие нарушения прав человека; вводить временные ограничения на принимаемые акты законодательства и другие меры; гарантировать реальный законодательный и судебный контроль, а также наличие предохранительных положений в принимаемых документах; ограничить все принимаемые меры строго теми сферами, которые необходимы для реагирования на кризис, обусловленный коронавирусной инфекцией. Мы поддерживали и поддерживаем действия, необходимые для того, чтобы снизить заболеваемость и смертность в связи с коронавирусом. При этом мы будем фиксировать и контролировать все действия властей, которые выходят за рамки строго необходимого. Как организации гражданского общества, мы будем стремиться не допустить, чтобы власти наших стран отклонялись от взятых на себя международных обязательств и злоупотребляли чрезвычайными полномочиями.
• Barys Zvozskau Belarusian Human Rights House, signed by the following member organisation:
o Legal initiative
• Educational Human Rights House Chernihiv, signed by the following member organisations: o NGO MART
o Center for humanistic technologies AHALAR
o Human Rights Center ZMINA
o Association of Ukrainian human rights monitors on Law Enforcement (Association
UMDPL)
o Ivano-Frankivsk regional organization “Moloda Prosvita” o The “East-SOS” Charitable Foundation
o Chernihiv public committee of human rights protection o Post up
o Ukrainian Helsinki Human Rights Union
o Centre of civil education “Almenda”
• Human
o Election Monitoring and Democracy Studies Center
o Legal Education Society
o Women’s Association for Rational Development (WARD)
Rights House Azerbaijan, signed by the following member organisations:
• Human
o Belgrade Centre for Human Rights
o Civic Initiatives
o Helsinki Committee for Human Rights in Serbia o YUCOM – Lawyers Committee for Human Rights o Policy Center
Rights House Belgrade, signed by the following member organisations:
• Human
o Rafto Foundation for Human Rights
Rights House Bergen, signed by the following member organisation:
• Human
o B.a.B.e. – Be active! Be Emancipated!
o Center for Peace Studies
o CROSOL – Croatian Platform for International Citizens Solidarity o Croatian Youth Network
o Documenta – Center for dealing with the Past
Rights House Zagreb, signed by the following member organisations:
• Human
o Pink Armenia
Rights House Yerevan, signed by the following member organisations:
o Women's Resource Center Armenia o Socioscope
o Real World, Real People o PEN Armenia
• Russian Research Centre for Human Rights, signed by the following member organisation: o Centre d’initiative du Caucase
-
Signed by Human Rights House Voronezh
-
Signed by Human Rights House Kazan
-
Signed by Helsinki Foundation for Human rights
-
Signed by Sintem