Юристы «Правовой инициативы» изучили видеозаписи мирного собрания 14 июля в Минске, оценили действия сотрудников милиции и демонстрантов и сделали анализ законодательства, позволяющий оценить действия демонстрантов как необходимую оборону.
Описание событий
14 июля вечером в Минске люди вышли на мирное собрание, чтобы выразить несогласие с отказом Виктору Бабарико и Валерию Цепкало в регистрации в качестве кандидатов в президенты. При этом люди не нарушали общественный порядок, не перекрывали движение транспорта и не учиняли массовые беспорядки.
Незадолго до мирного собрания в центре Минска начали ездить машины для перевозки заключенных «автозаки». Во время мирного собрания сотрудники милиции перекрыли движение транспорта в центре города по проспекту Независимости, Победителей, на улице Городской Вал, также были закрыты пересадка на станции метро Октябрьская, выходы из станции метро Немига, Купаловская, Площадь Победы.
Чуть позже автозаки и гражданские микроавтобусы начали подъезжать к демонстрантам, а сотрудники милиции выхватывали граждан и забрасывали в эти машины. Задержания проходили с грубым применением физической силы, никто из сотрудников милиции не представлялся, на лицах большинства были медицинские маски или балаклавы, бейджей с именами или номерных жетонов на форменном обмундировании не было. При этом многие задержания проводились людьми без форменного обмундирования. Все это ведет к тому, что невозможно понять, действительно ли это сотрудник милиции и кто именно.
Сотрудники милиции, в частности, задерживали журналистов, освещавших события. Так, задержали журналистов «Еврорадио» Михася Ильина и Артема Майорова, Радио «Свобода» Алеся Пилецкого и Андрея Рабчика, внештатного журналиста газеты "Новы час" Артёма Ляву, журналистку "Белсата" Екатерину Андрееву, а также оператора Би-Би-Си Энди Смайта.
Реакция Следственного комитета
5 июля на сайте Следственного комитета Республики Беларусь появилась информация, что по событиям 14 июля Управлением следственного комитета по г. Минску было возбуждено уголовное дело по ст. 342 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, либо активное участие в таких действиях при отсутствии признаков более тяжкого преступления».
16 июля на сайте Следственного комитета Республики Беларусь опубликовали дополнение о том, что при изучении видеоматериалов по событиям 14 июля следователи выявили факты применения насилия в отношении сотрудников ОМОН ГУВД Мингорисполкома. У некоторых из них обнаружили травмы различной степени тяжести. Часть сотрудников ОМОН до сих пор лечится в учреждении здравоохранения. Медицинские документы о состоянии здоровья пострадавших милиционеров и видеозаписи из интернет-ресурсов приобщили к материалам уголовного дела.
УСК по городу Минску возбуждены уголовные дела по ст. 363 (сопротивление сотруднику органов внутренних дел) и ст. 364 (насилие в отношении сотрудника органов внутренних дел) Уголовного кодекса Республики Беларусь. Задержаны четверо мужчин, с их участием проводятся необходимые следственные и процессуальные действия. Правоохранители продолжают устанавливать иных лиц, причастных к совершению указанных преступлений.
Позиция Правовой инициативы
В преддверии выборов мы наблюдаем уже неоднократное возбуждение уголовных дел за любое сопротивление при задержании, в том числе при попытке иных граждан "отбить" человека, которого задерживают. Формирование такой практики – крайне тревожный знак.
Понятие необходимой обороны
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 34 Уголовного Кодекса Республики Беларусь, каждый гражданин имеет право на защиту от общественно опасного посягательства. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.
Не является преступлением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.
Признаки необходимой обороны
Уголовный Кодекс дозволяет защищать частные интересы путем причинения вреда.
Право необходимой обороны принадлежит всем людям независимо от социального статуса, должностного или служебного положения, наличия у них профессиональной, социальной или иной подготовки (владения навыками боевых искусств, бокса, борьбы и т.п.). Для рядовых граждан право на необходимую оборону – моральная обязанность, если оборона может пройти без серьезной опасности для них.
Человек сам определяет способ защиты от посягательства. При этом закон разрешает обороняться путем причинения вреда посягающему и в том случае, когда можно было избежать причинения вреда посягающему (не вмешиваться, спастись бегством и т.п.) либо обратиться за помощью к другим людям или представителям органов власти.
Человек вправе отражать посягательство как на его собственные интересы, так и на интересы иных, даже посторонних для него людей, на интересы общества или государства. Допустимо причинение вреда при защите не только жизни или здоровья, но и иных охраняемых законом признаков: чести, достоинства, личной свободы и т.д.
Деяние, посредством которого осуществляется посягательство, должно быть общественно опасным, наличным, действительным.
Необходимая оборона допустима для защиты от посягательств, которые могут быть как преступлениями, так и административными правонарушениями.
Например, при попытке "отбить" человека от жестокого задержания на мирном собрании человека могут защищать от пыток и жестокого обращения, лишения свободы за реализацию права на мирное собрание. Причинение физического вреда при задержании, незаконное лишение свободы может являться преступлением.
Не допускается защита от действий, которые хотя и причиняют ущерб, но совершаются законно: при осуществлении профессиональных функций, выполнении приказа, необходимой обороне, задержании преступника и т.п. Но у таких действий есть условия правомерности. При нарушении таких условий возможна необходимая оборона. Например, если при задержании сотрудники милиции превысили допустимые меры, обороняться можно.
Итак, в каждом конкретном случае необходимо оценить законность действий. В частности, при задержании на мирных собраниях необходимо исходить из ратифицированных Беларусью международных договоров (Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания). Задержание человека за реализацию его прав человека уже является произвольным, а чрезмерное применение силовых приемов и спецсредств, например избиение руками и резиновыми палками, является недопустимым и нарушающим ч. 3 ст. 25 Конституции Республики Беларусь и иные акты законодательства.
Если человек защищается от группы нападающих, вред может быть причинен любому из посягающих, некоторым из них либо всем. При этом к любому нападающему можно применить меры защиты, исходя из опасности действий всей группы.
Важно оценивать соразмерность защиты. Уголовный кодекс позволяет причинить посягающему вред как меньший или равный, так и несколько больший, чем тот вред, который намеревался причинить посягающий.
Была ли на видео с 14 июля необходимая оборона?
Поскольку к материалам уголовного дела приобщили видеозаписи из интернет-ресурсов, мы тоже их посмотрели.
На этой видеозаписи четко видно, что двое сотрудников ОМОНа избивают парня, после чего поднимают и начинают его вести. Другой парень в ответ на происходящее подбегает, толкает ногой одного из сотрудников ОМОНа и убегает. Избитый парень хочет освободиться, один из демонстрантов пытается помочь ему. Сотрудник ОМОНа наносит ему удары в область живота и поясницы. Один из демонстрантов подбегает к избивающему ОМОНовцу, однако второй сотрудник ОМОНа пытается ударить его резиновой палкой, но, возвращаясь к избитому парню, наносит ему удар палкой. В это время подбегают другие демонстранты. Начинается потасовка, и сотрудники ОМОНа и демонстранты наносят друг другу удары. Наконец всем демонстрантам удается освободиться, и они убегают.
Таким образом, очевидно, что целью насилия в отношении сотрудников ОМОНа была необходимая оборона человека, которого избивали сотрудники милиции и задерживали за реализацию права на мирные собрания. Как только человек освободился, все демонстранты отбежали.
На этой видеозаписи видно, что сотрудники ОМОНа и люди в гражданской одежде схватили человека и повалили на землю. Никто не представился и не объяснил причину задержания. Второй парень подбежал и захватил сзади человека в гражданской одежде. В ответ на это парня повалили на землю и целенаправленно начали избивать. Сотрудник ОМОНа ударил уже лежащего человека резиновой палкой в область головы. Другие люди в гражданской одежде также начали его избивать.
Таким образом, и в этом случае не было насилия в отношении сотрудников милиции.Необходимая оборона была направлена на прекращение неправомерных действий непредставившихся людей в гражданской одежде и сотрудников ОМОНа.
На этой видеозаписи видно, что шесть или семь сотрудников ОМОНа окружили лежащего человека и избивают. Второй человек бежит и пытается оттянуть одного сотрудника ОМОНа, без ударов и т.п. Сотрудники ОМОНа тут его же валят на землю и начинают избивать, избивают также и первого человека.
Таким образом, и в этом случае, не было насилия в отношении сотрудников милиции. Необходимая оборона была направлена на прекращение неправомерных действий сотрудников ОМОНа, избивающих лежащего человека.
Мы считаем, что поскольку уголовные дела уже возбуждены, следователи, прокуроры и судьи должны тщательно исследовать все обстоятельства дела и учитывать необходимую оборону как обстоятельство, исключающее преступность деяния.
Уголовный кодекс позволяет совершать в целях обороны действия, которые сами по себе неправомерны. Именно поэтому в каждом случае необходимо проверять, являлись ли действия сотрудников милиции, задерживающих граждан, соразмерными в демократическом обществе и соответствовали ли они международным стандартам, совершены ли действия демонстрантов в состоянии необходимой обороны, каковы мотивы и цели вступления демонстрантов в физическое взаимодействие с сотрудниками милиции.