Вчера Александр Лукашенко высказался об уезжающих на работу в Польшу врачах. «Лишних врачей у нас нет. Нам самим надо лечить своих людей. Но следуя своему принципу, мы никого держать не будем. Но надо понимать: уехал — назад не вернешься». При этом Лукашенко заявил, что «это не угроза, это приказ для правительства».
Ранее, 30 октября 2020 года достоянием общественности стала информация, что студентов-граждан Республики Беларусь, которые учатся за границей и хотели в выходные попасть в Беларусь, не пускают на родину.
Алла Зыбайло, юрист-международник, кандидат юридических наук по специальности «международное право; европейское право», эксперт по правам человека, комментирует ситуацию и разъясняет, почему запрет на въезд в собственную страну является неправомерным с точки зрения международного права:
Согласно ч. 4 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. (далее – Пакт), участницей которого является Республика Беларусь: Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну. При этом право государства вводить ограничения (restrictions) в отношении права на въезд в собственную страну Пактом не предусмотрены.
Аналогичная норма содержится и в статье 30 Конституции Республики Беларусь: Граждане Республики Беларусь имеют право … покидать ее <территорию Республики Беларусь> и беспрепятственно возвращаться обратно.
Комитет по правам человека (прим.: контрольный орган, созданный в соответствии со статьей 28 Пакта) (далее – Комитет, КПЧ) разъяснил в своих Общих замечаниях № 27 по статье 12 Пакта, что ни при каких обстоятельствах никакое лицо не может быть произвольно лишено права на въезд в свою страну. Упоминание в этом контексте о понятии "произвольность" делается с целью подчеркнуть, что оно применяется к любым мерам, принимаемым государством, будь то законодательным, административным или судебным; этот принцип гарантирует, что даже вмешательство, предусмотренное законодательством, должно соответствовать положениям, целям и задачам Пакта и должно, в любом случае, являться разумным в соответствующих конкретных обстоятельствах. Заметим, что сфера охвата используемого в ч. 4 статьи 12 Пакта понятия «свою собственную страну» шире сферы охвата понятия «страну своего гражданства».
Ни законом Республики Беларусь, ни подзаконным актом (прим.: принятое 30 октября Постановление Совета Министров № 624 «О мерах по предотвращению распространения инфекционного заболевания» распространяется только на иностранцев и на лиц без гражданства) на момент рассматриваемой ситуации подобные меры не были предусмотрены, что также подтверждается тем фактом, что пограничники не смогли предоставить правовое обоснование для запрета въезда студентов-граждан Республики Беларусь в страну своего гражданства.
При этом государство может принимать меры в отступление от большинства своих обязательств по Пакту в соответствии со ст. 4 Пакта, кроме прав и свобод, перечисленных в ч. 2 этой статьи, в числе которых рассматриваемое право не входит.
Комитет в Общих замечаниях № 29 по статье 4 Пакта «Отступления от обязательств в связи с чрезвычайным положением» указал, что перед тем, как какое-либо государство сделает ссылку на статью 4, должны быть выполнены ДВА основополагающих УСЛОВИЯ:
1) сложившаяся ситуация должна быть равнозначна чрезвычайному положению, при котором жизнь нации находится под угрозой, и
2) государство-участник должно официально объявить о введении чрезвычайного положения (далее - ЧП).
В другом международном документе - Сиракузских принципах о положениях, касающихся ограничения или умаления прав в Международном пакте о гражданских и политических правах, одобренных резолюцией ЭКОСОС ООН Е/СN.4/1985/4 (далее – Сиракузские принципы) – Экономический и социальный совет ООН (прим.: один из главных органов ООН) дал толкование обоснованности введения чрезвычайных мер: государство-участник может принимать меры в отступление от своих обязательств по Пакту по статье 4 только в том случае, когда оно сталкивается с ситуацией исключительной и фактической или надвигающейся опасности, которая угрожает жизни нации. При этом угрозой для жизни нации является такая угроза, которая: a) затрагивает все население, а также либо всю, либо часть территории государства, и б) угрожает физической целостности населения, политической независимости или территориальной целостности государства или существованию или нормальному функционированию учреждений, жизненно необходимых 'для обеспечения защиты прав, признаваемых в Пакте. Например, внутренний конфликт и беспорядки, которые не составляют серьезной и непосредственной угрозы жизни нации, не могут оправдывать отступления в соответствии со статьей 4 Пакта.
Государство-участник, отступающее от своих обязательств по Пакту, ОФИЦИАЛЬНО объявляет о «наличии чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации» (п. 42 Сиракузских принципов). Процедуры объявления чрезвычайного положения предусмотрены национальным законодательством. В Республике Беларусь в соответствии с п) 20 статьи 84 Конституции Республики Беларуси и Законом "О чрезвычайном положении" 2012 года оно вводится указом Президента Республики Беларусь (с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь). На момент описываемых событий ЧП введено не было.
Государство-участник, отступающее от своих обязательств по Пакту, НЕМЕДЛЕННО УВЕДОМЛЯЕТ другие государства-участники Пакта через посредство Генерального секретаря ООН о положениях, от которых оно отступило, с РАЗЪЯСНЕНИЕМ ПРИЧИН, побудивших принять такое решение. Ни на тот момент (29-31 октября 2020 г.), ни по состоянию на момент подготовки данного заключения такого уведомления от Республики Беларусь в адрес Генерального секретаря ООН не поступало. Все уведомления (нотификации) публикуются в день поступления на официальном сайте ООН. Так, ряд государств – участников Пакта уведомили Генерального секретаря в соответствии со статьей 4 Пакта о чрезвычайных мерах, которые они приняли или планируют принять в целях сдерживания распространения пандемии COVID-19 в отступление от своих обязательств по Пакту (из европейских государств это Армения, Грузия, Латвия, Румыния, Эстония), указав период, на который сделано уведомление об отступлениях, а также национальные законы, на основании которых были приняты чрезвычайные меры. КПЧ выразил озабоченность, что в ответ на пандемию COVID-19 ряд других государств-участников прибегли к чрезвычайным мерам, серьезно сказавшимся на выполнении ими обязательств по Пакту, не представив при этом официального уведомления об отступлении от положений Пакта (заявление Комитета об отступлениях от положений Пакта в связи с пандемией COVID-19 от 30 апреля 2020 г.)Государство-участник, которое не сделает немедленного уведомления об отступлении в надлежащей форме, нарушает свои обязательства перед другими государствами-участниками (п. 47 Сиракузских принципов).
То есть ни первое, ни второе условие Беларусью выполнено не было. В этой связи анализировать обоснованность мер, связанных с запретом въезда на территорию Республики Беларусь отдельных категорий граждан, на предмет соответствия принципам отступлений от положений Пакта не считаю необходимым, хотя и здесь имеются проблемы, в том числе связанные с соответствием национального законодательства международным стандартам.
Но о принципе недискриминации все же упомяну. Потому что государства-участники не могут прибегать к чрезвычайным полномочиям или осуществлять меры в отступление от положений таким образом, что это будет носить дискриминационный характер (см. напр. п.2 d) вышеупомянутого заявления Комитета, а также ч. 1 статьи 2 Пакта). Факт того, что 30-31 октября в страну не впустили только студентов, обучающихся за рубежом, свидетельствует о том, что введенный (на основании устного распоряжения) пропускной режим является дискриминационным. КПЧ пояснил, что выражение «дискриминация», как оно используется в Пакте, означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, которое основано на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства и которое имеет целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления всеми лицами, на РАВНЫХ НАЧАЛАХ, всех прав и свобод (п. 7 Общих замечаний Комитета № 18 по статье 2 Пакта).
Таким образом, предпринятые меры являются нарушением Республикой Беларусь принятых на себя международных обязательств по Пакту, а также статьи 30 Конституции Республики Беларусь.