«Правовая Инициатива»

www.legin.info
Загрузка...

| Время чтения: ~7 минут.

«Мы, Михайловская: над людьми» не допустить Раиса можем пытки правозащитники,

В рамках рубрики «Лица Международного комитета по расследованию пыток в Беларуси» мы поговорили с правозащитницей Раисой Михайловской, создателем Белорусского документационного центра.   

–  Как на вас повлияли события 9-13 августа 2020? 

– Наблюдая за ходом нынешних выборов президента, я предполагала, что после оглашения их результатов будут какие-то выступления недовольных. Однако то, что власть примет такую позицию противостояния и непринятия мнения своего народа, более того, издевательств над своим народом, я не думала. 

Я поняла, как может быть сильно и беспомощно одновременно общество против преступных действий государства. В такой ситуации народу можем помочь только мы сами, в первую очередь, наша солидарность и сплоченность. И конечно, международная поддержка. 

Обычно после каждых выборов у меня оставался горький осадок от своего народа – что занимаются фальсификациями, что молчат и бездействуют. В этот раз такого не было – только гордость, и только восхищение. 

Нынешней власти очень повезло с народом – на нашем месте любые другие граждане после избиений, стрельбы и пыток 9-13 августа подняли бы на вилы такое правительство. Беларусы же за три месяца протестов не разбили ни одного стекла, и мирные протесты не прекращаются. Как заставить государство уважать мнение народа? Стоит ли такое государство таких граждан? Конечно, сегодня эти вопросы риторические. 

– Чем для вас является работа в Комитете?

– Время для правозащитников сейчас очень тяжелое. Прежде всего потому, что таких массовых нарушений прав человека в Беларуси не было давно. Вернее, не было. Нам, конечно, помнятся события зимы 2010-2011 годов, после очередных сфальсифицированных выборов президента был страшный разгон демонстрантов, «Железо по стеклу», суды и посадки... Тогда пострадали более тысячи наших граждан. Большинство из них попали под административные суды, и более сорока человек, в основном, экс-кандидаты в президенты и члены их команд были осуждены по уголовным статьям.  После этого нарушения прав человека в стране перешли в некую хроническую стадию. Десять последующих лет страна «болела».

Сейчас ситуация несколько другая. Этот ад затронул всех. Более 30 тысяч потерпевших граждан. Пытки и жестокое обращение именно со стороны правоохранительных органов стали таким распространенным явлением, что народ видит в них только карателей, а не своих защитников. Я не знаю, как они будут потом отмываться от такого «имиджа». 

Работа в составе Международного комитета по расследованию пыток командная. Здесь мы работаем и как определенная  команда со своими задачами, и персонально. Важно, что мы сами определяем, чем мы можем быть максимально полезными для общей работы.  

Для меня персонально – это прежде всего возможность внести свой вклад в прекращение этого беззакония и восстановление справедливости. И, безусловно, устранению безнаказанности тех лиц, которые причастны к пыткам и жестокостям.

– Какие функции вы выполняете в Комитете? 

– На каждом этапе разные. В самом начале нашей работы приходилось заниматься организационными вопросами, думать над системой работы в Комитете. Приходится заниматься аналитикой происходящего, участвовать в подготовке отчетов и сообщений в международные органы. 

Конечно, основным вопросом для себя я считаю разработку структуры базы данных информации о потерпевших и их документов, которая поможет эффективной работе  Комитета. Без этого никак нельзя в наше время. 

– Помогает ли вам опыт Документационного центра в работе Комитета?

–  Я не зря вспомнила в начале нашего разговора 2010-2011 годы. В 2012 году я основала новую организацию «Белорусский документационный центр». Основной целью и задачей организации было создание базы данных нарушений прав человека в Республике Беларусь. Масса документов, скопившихся на протяжении моей правозащитной деятельности, у коллег-правозащитников по всей стране требовали определенной обработки и, прежде всего, сохранности. Такая база данных в течение 2-х лет была создана и уже много лет функционирует. Ее некоторые результаты можно увидеть на нашем сайте в виде Реестра жертв нарушения права и Реестра лиц, причастных к политическим преследованиям. Недавно мы сделали выборку судей, причастных к нарушениям прав граждан, чьи документы размещены в нашей базе данных. Она составила 691 персоналию. Это только судьи! Те, кто поставили свои подписи под постановлениями и приговорами. Я уже как-то рассказывала случай с бывшим судьей, который вел известное общественно-значимое дело. Его фамилия попала в наши реестры. Так вот он просил, чтобы ее оттуда убрали, потому что он уже не работает судьей и он поменял свои взгляды… Нет, дорогие, подпись под документом стоит, и никакие другие заслуги не смогут ее стереть. Мне, кстати, отрадно видеть ссылки на наши реестры в так популярных сейчас телеграмм-рассылках. В наше время ничего не спрячешь.

Но если в предыдущий час «Ч» мы могли собирать доказательства через самих пострадавших, их родственников, то сегодня это практически невозможно сделать как из-за массовости, так и ввиду повсеместности, т.е. фактически вся страна находится под репрессиями государства.

Но выход из трудной ситуации всегда есть. Сейчас время технологий. У нас нет больших человеческих ресурсов, но использование интернет-технологий сбора информации позволяет сделать это намного эффективнее и качественнее. Именно поэтому пострадавшим гражданам важно понимать необходимость сбора документов и фактов нарушения прав и взаимодействовать с правозащитниками и инициативами, которые этим занимаются.

– Считаете ли вы работу команды Комитета эффективной?

- Сложно сказать, что является критерием эффективности в данной ситуации: количество опрошенных пострадавших, количество обращений в государственные органы или сбор доказательств для международных структур. У нас уже стало «традицией» еженедельные заявления от Комитета в Следственный комитет или прокуратуру по фактам применения оружия и спецсредств, по непропорциональной силе к мирным демонстрантам, по жестокому обращению с задержанными. Хотя ни одного конструктивного ответа по фактам наших обращений Комитет за все это время не получил. Эффективной такую работу не назовешь, но без таких заявлений тоже нельзя. В какой-то мере – это и определенное воздействие на сотрудников этих структур.

Комитет наладил сотрудничество с такими инициативами, как Август-2020, 23.34. Пострадавшие могут потеряться в большом числе инициатив и организаций. Мы советуем им обратиться к нашим коллегам, партнеры посылают людей к нам. Только совместными усилиями мы сможем добиться справедливости. 

Для меня важен вклад Комитета в отчет докладчика ОБСЕ по Московскому механизму. Международная оценка выборов и происходящих после них процессах, в которых замешаны высшие должностные лица страны, позволяют создать независимую международную комиссию, которая бы с помощью экспертов изучала сообщения о нарушениях и инициировала привлечение к ответственности преступников, в том числе по универсальной юрисдикции.

Работа Комитета продолжается. Мы, правозащитники, не можем не замечать происходящий беспредел в стране, мы не можем допустить пытки над людьми.

От редакции. Во время подготовки этого интервью мы узнали о проблемах с сайтом Белорусского документационного центра. В связи с этим дополнительный вопрос.

–  Раиса! А что с вашим сайтом?

–  Сайт работает, но на него произведена такая мощная вирусная атака, что наша техническая поддержка не справляется. При переходе на сайт выскакивает заставка, что это поддельный сайт и он распространяет вредоносное программное обеспечение. Неприятно, конечно. Очевидно, что содержание нашего сайта не нравится кому-то. И можно понять, кому конкретно. Я говорила выше о наших Реестрах. Кроме этого, на сайте много оригинальных разработок, в том числе, документальный фильм «Банда» об исчезнувших оппонентах власти, карта сталинских репрессий в Беларуси, разработанная нами в этом году. Это очень нужные для общества продукты в такое переломное для страны время Я бы не советовала сейчас заходить нашим читателям на сайт прежде всего из соображений компьютерной безопасности. Замечу, что все это сохранено, и в скором времени мы предложим свое решение этой проблемы. Сейчас же просто следите за БДЦ в социальных сетях. 


Международный комитет по расследованию пыток в Беларуси призывает свидетелей и пострадавших от действий силовиков обращаться для документирования и дальнейшего анализа происходящего во время протестов. 

Поделиться:

Категория: Новости

Темы: интервью правозащитники права человека пытки выборы президента