Конституционный Суд признал нарушение права на защиту при рассмотрении уголовных дел Верховным Судом в качестве первой инстанции.
Волонтер Правовой инициативы Юлия Швабович обратилась в Конституционный Суд с требованием проверить ст. 269 УПК на соответствие ст. 115 Конституции, ведь по УПК приговоры, определения, постановления Верховного Суда Республики Беларусь обжалованию и опротестованию в апелляционном порядке не подлежат.
В своем ответе Конституционный Суд сослался на свое решение от 29 декабря 2015 года, в котором обращал внимание законодателей на необходимость в дальнейшем пересмотреть возможность обжалования в апелляционном порядке решений Верховного Суда по уголовным делам, рассмотренным им по первой инстанции.
«Несмотря на наличие решения Конституционного Суда за три года законодатели так ничего и не изменили. Вероятность судебной ошибки возрастает в разы, если нет возможности обжаловать решение. А Верховный Суд как первая инстанция в том числе рассматривает те дела, где может быть назначена смертная казнь», - заявляет Юлия Швабович.
Напомним, что в деле «Любовь Ковалева и Татьяна Козяр против Беларуси» Комитет по правам человека отмечал, что смертный приговор может быть вынесен только в соответствии с законом, который не противоречит положениям Пакта, и должны соблюдаться гарантии процедурного характера, включая право на справедливое судебное разбирательство независимым судом, презумпцию невиновности, минимальные гарантии защиты и право на пересмотр судом высшей инстанции. Поскольку в данном деле смертный приговор Владиславу Ковалеву был вынесен Верховным Судом без возможности пересмотра, Комитет по правам человека признал нарушение статьи 14 (право на справедливое судебное разбирательство) и статьи 6 (право на жизнь).
Правозащитницу не удовлетворил такой ответ, и она обратилась в Палату представителей с требованием внести предложение по изменению УПК и предусмотреть возможность обжалования в апелляционном порядке судебных постановлений, вынесенных Верховным Судом по уголовным делам, рассмотренным им в первой инстанции.
7 февраля 2019 года Юлия Швабович получила ответ из Палаты представителей.
«Мое обращение переслали в Генеральную прокуратуру и Верховный Суд «для всестороннего изучения поставленного вопроса». Изучение вопроса – это хорошо, но в этом случае такой ответ выглядит как затягивание времени. Депутаты Палаты представителей – субъекты права законодательной инициативы, то есть, в их руках все изменить, тем более с имеющимся решением Конституционного Суда. Вместо этого они пересылают обращение в другие органы», - прокомментировала Юлия Швабович.
Правозащитница не собирается останавливаться и будет дальше добиваться изменения законодательства.