«Правовая Инициатива»

www.legin.info
Загрузка...

| Время чтения: ~4 минуты.

Международного пыток по расследованию работы Месяц в комитета Беларуси

С момента создания Международного комитета по расследованию пыток в Беларуси прошел месяц. Ранее мы уже писали о целях и задачах Комитета, пришло время узнать, как продвигаются дела. Мы поговорили с одним из создателей Комитета правозащитником Сергеем Устиновым


- Сколько всего пострадавших от пыток было опрошено Комитетом? 


- Формально Комитет был создан 20 августа, но функционировать начал еще раньше, уже с 11 августа волонтеры опрашивали пострадавших людей в медицинских учреждениях. За это время было опрошено порядка 300 человек. Мы опрашиваем не только потерпевших, но и свидетелей. Нам важно задокументировать все случаи пыток и понять, что же происходило в те жуткие для Беларуси дни. 


- Удается ли вам восстановить ту самую картину событий?  


- Не все интервью уже изучены и проанализированы, однако уже сейчас можно сложить некую картину общего поведения силовиков в те дни и сделать вывод, что пытки к парням применялись фактически повсеместно с момента непосредственного задержания и до освобождения. Некоторых избивали так сильно, что свидетели говорят о том, что их просто «убивали». Некоторые буквально отключались, но скорую помощь вызывать не спешили, если вообще вызывали.  


- Избивали только парней? 


- В основном да, если обобщать изученные интервью. Девушек и женщин старались не избивать, но это не значит, что к ним было человеческое отношение. Что касается общей, относящейся ко всем ситуации в Минске, то жестокому и бесчеловечному обращению подвергались все без исключения. Если говорить о физическом воздействии, то достаточно вспомнить жестокие позы, в которых люди вынуждены были стоять на протяжении долгих часов в РУВД и двориках ЦИП. Руки стягивали за спиной пластиковыми стяжками или наручниками, людей заставляли становиться на колени, при этом лоб должен был упираться в пол. На самом деле, это очень тяжелая поза, особенно если человек сидит в ней продолжительное время. Некоторых парней заставляли ползти на коленях с руками, стянутыми за спиной.


- Какое отношение в целом было к задержанным? 


- По свидетельствам опрошенных сложилось такое ощущение, что сотрудники, которые задерживали и пытали людей, вообще не умеют разговаривать человеческим языком, только нецензурными словами. Если говорить об отношении к задержанным, то многие сходятся в одном – обращались как к «скоту». «Перемен захотели», «за Тихановскую голосовал», «сейчас мы вам покажем перемены» - это самые безобидные слова, которые сопровождали избиения. Унижения, угрозы изнасилованием, оскорбления по признаку национальности - это не полный список ужасов тех дней. 

Также были требования кричать «я люблю ОМОН», а за отказ - жестокие избиения. Отмечу, что в 2014 году в Украине сотрудники Беркута тоже заставляли задержанных кричать «я люблю Беркут». 


- Как вы думаете, что толкало сотрудников на эти действия? 


- У опрошенных есть разные предположения. Некоторые, кто смог увидеть глаза издевавшихся, говорят о «бешенных красных глазах» и предполагают, что им дали какой-то препарат для зверств. Другие говорят, что сотрудники напрочь зомбированы идеологией: все кто голосовал против лица, занимающего пост президента - враги и проплаченные протестующие. Они так и кричали «сколько тебе заплатили?», «тебе плохо живется?». Многие опрошенные говорили, что сотрудникам важно было получить доступ к телефонам задержанных и посмотреть личную информацию, фото и телеграм-каналы. Если там находили определенные телеграм-каналы или видео с протестов, то людей дополнительно избивали. Люди, отказывавшиеся сообщить пароль, также подвергались жестокому избиению.     


- Так вели себя только сотрудники ОМОНа? 


- К сожалению нет, исходя из рассказов опрошенных, внутренние войска стреляли в людей с 3-4 метров, почти в упор, и бросали светошумовые гранаты в толпу людей. Сами сотрудники ЦИП и иных мест несвободы тоже не отличались соблюдением закона, некоторые даже участвовали в избиении. До сих пор непонятно, на каком основании ОМОНовцы хозяйничали на территории того же ЦИП, но это уже вопрос к начальнику данного учреждения. 


- В каком состоянии сейчас пострадавшие люди?


- Многие вообще потеряли веру в закон и правопорядок, некоторые просто испытывают ненависть и злобу, некоторые - безысходность от того, что следственные органы не возбуждают уголовные дела за все эти зверства.

Все что я рассказал - лишь малая часть обобщенной информации. Естественно, Комитет сделает полный отчет, который смогут изучить все желающие.  

Международный комитет по расследованию пыток в Беларуси призывает свидетелей и пострадавших от действий силовиков обращаться для документирования и дальнейшего анализа происходящего во время протестов. 


 

Поделиться:

Категория: Новости

Темы: интервью правозащитники права человека пытки психологическое давление ОМОН выборы президента