«Правовая Инициатива»

www.legin.info
Загрузка...

| Время чтения: ~11 минут.

хладнокровие Психиатр: и исполнителей а психопатов» среди и беспощадность, – много садистов Лукашенко «В анамнезе его

10 октября – Всемирный день психического здоровья. По этому случаю мы решили разобраться, в каком состоянии после пережитых репрессий сейчас находятся пострадавшие беларусы, и как долго им придется восстанавливаться. А также выяснить, какие состояния и диагнозы заставляют самого Александра Лукашенко отдавать преступные приказы, а его окружение их исполнять.

«Беларусы будут лечить свои травмы долгие годы»

По данным Всемирной организации здравоохранения на 2019 год (обновленных сведений на эту тему у ВОЗ пока нет – прим. ред.), каждый восьмой человек на планете, а это примерно 970 млн человек, страдал психическим расстройством. При этом в 2020-м году на фоне пандемии COVID-19 число пострадавших в плане психического здоровья людей существенно возросло. По предварительным оценкам ВОЗ, только за один год распространенность тревожных и серьезных депрессивных расстройств увеличилась на 26% и 28% соответственно. 

Мы задумались: а что происходит с беларусами, которых за последние годы «накрыло» не только пандемией, но и беспрецедентными репрессиями. 

Почти в каждой беларуской семье есть родной человек, знакомый или знакомый знакомого, который столкнулся с ужасающими для психики событиями – незаконными задержаниями, арестами, тюремными сроками, избиениями, пытками, жестоким обращением, правовым нигилизмом… Спасаясь, многие были вынуждены покинуть страну и вдобавок пережить «прелести» эмиграции. Люди потеряли здоровье, свой привычный уклад жизни, профессии, семьи, многие смерть близких. 

Вспомните, сколько раз за последнее время вы слышали от людей из своего окружения фразы из разряда «пришлось начать жить с нуля», «я больше никогда не буду тем человеком, которым был раньше», «жизнь разделилась на до и после», «в своей прошлой жизни…», «живу на автомате», «земли под ногами больше нет».

Без преувеличения сотни тысяч беларусов находятся в состоянии травмы. И даже официальная беларуская медицина подтверждает: проблема действительно серьезная. 

Вот, например, что в своем недавнем интервью для «Минск-Новости» накануне сказал доцент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и медицинской психологии с курсом повышения квалификации и переподготовки БГМУ, кандидат медицинских наук Сергей Давидовский:

«Если мы берем такие нарушения, как тревога, депрессия, расстройство адаптации, то, согласно современным исследованиям, ими страдает около 25 % населения. То есть каждый четвертый житель страны имеет те или иные проблемы, связанные с психическим здоровьем. От депрессии страдают 5% населения – только вдумайтесь, в помощи нуждаются более 450 тыс. человек».

Как он пояснил, влияние психических нарушений является одним из факторов риска развития различных соматических нарушений – от сердечно-сосудистых до онкологических. И это только официальная статистика!

Если сравнить с данными ВОЗ, то даже по самым щадящим подсчетам беларусы – точно не в лидерах списка психически здоровых наций.

«В настоящее время психическую травму продолжает получать почти все белорусское общество, притом речь идет об участниках обеих сторон конфликта. У многих после пережитых событий посттравматическое стрессовое расстройство, расстройство адаптации, синдром выжившего, травма свидетеля… У тысяч людей проблемы со сном, проявления чрезмерной агрессии, злоупотребление алкоголем и наркотиками, нарушение пищевого поведения…Все это признаки травмы. Это похоже на синдром афганца или ветерана вьетнамской войны. Только содержанием являются не боевые действия, а пытки, избиения и все то, что перенесли белорусы за последние годы», – комментирует психиатр, который попросил остаться анонимным.

По мнению специалиста, если рассуждать о психическом состоянии беларусов в глобальном плане, то последствия всего пережитого будут долгосрочными. И пока травмирующие психику события в стране продолжаются, ни о каком выздоровлении не может и речи. Процесс выздоровления начнется только тогда, когда люди почувствуют себя в безопасности.

«Издеваться над людьми свойственно психопатам и садистам»

Нам стало интересно, в каком психическом состоянии находятся люди, которые позволяют себе издеваться над безвинными, преступать нормы морали, нравственности и закона… Могут ли вообще психически здоровые люди подчиняться преступным и порой бесчеловечным приказам?

Ответить на эти вопросы мы попросили бывшего врача-психиатра, а ныне – действующего сотрудника одной из помогающих беларуских организаций, которая так же, как и многие сейчас, вынуждена скрывать свое название и имена сотрудников.

«Есть две причины, по которым люди заставляют страдать беззащитных: они или не чувствуют боль других, либо это приносит им наслаждение. Есть еще один момент: даже в самом безобидном человеке другой может видеть скрытую угрозу, к примеру – социальному статусу», – говорит собеседник. 

Во время работы с пострадавшими документаторы «МК» нередко слышат от беларусов примерно такие слова: «когда он меня избивал (чаще всего речь о силовиках или сотрудниках пенитенциарной системы – прим. ред.), на лице у него было блаженство. Ему как будто это доставляло удовольствие».

Как пояснил психиатр, такое поведение может быть свойственно садистам или психопатам.

«Тот, кто получает удовольствие от унижения другого и причинения боли другому человеку, скорее всего садист. Садисты ощущают боль человека больше других и наслаждаются этим до тех пор, пока эта боль длится. Но после этого могут чувствовать себя скверно. В общественном сознании садизм ассоциируется с людьми, которые способны пытать и убивать.

Что касается психопатов, то в отличие от садистов они причиняют страдания другим не потому, что получают от этого удовольствие (хотя могут и получать). Если причинение боли другому человеку поможет ему достичь цели, он будет это делать. Психопаты редко чувствуют жалость, угрызения совести или страх. Они могут понимать, что при этом чувствуют другие, но это их не трогает. Это очень опасный набор качеств. Сотрудники колоний, к слову, нередко «выбивают» таким образом прошения о помиловании и «послушание» от политзаключенных. Импульсивность и отсутствие страха помогают психопатам рисковать и достигать целей. В том числе удерживать власть. Никого не напоминает?», – делает недвусмысленный намек собеседник.

Как пояснил специалист, психика человека, который травмирует другого, не остается интактной. То есть – тоже травмируется.

«Чем больше такой человек понимает, что он делает неправильные и преступные вещи, тем больше вероятность того, что это будет сопровождаться усиливающейся агрессией. Чем больше осознания – тем сильнее желание ликвидировать травмирующую реальность. Можно сравнить с домашним насилием. Своим поведением насильник пытается заставить себя любить. Если его не любят и насильник не может видеть себя в глазах «жертвы» прекрасным, он будет «выбивать» эту любовь»,  говорит специалист.

Еще одни любопытный момент. Во время документирования мы также нередко фиксируем случаи, когда те же сотрудники колоний во время избиений и общения называют узников тварями, тараканами, гнидами... Как пояснил нам медик, это тоже неспроста:

«Когда кто-то нарушает какие-то нормы (а у исполнителей режима они свои), мозг человека начинает «видеть» лицо нарушителя менее человекоподобным что ли... Из-за этого становится легче наказывать тех, кто нарушает нормы поведения. К примеру, нацисты тоже обесчеловечивали евреев. Называли их паразитами и причисляли к низшей, неполноценной расе. Так их психике было проще истреблять людей. Можно проводить аналогии».

«Со своим диагнозом Лукашенко будет удерживать власть до последней пули и до последнего беларуса»

А может ли психически здоровый человек отдавать приказы издеваться над другими людьми? Мы решили узнать у специалистов о том, что не так с самим Лукашенко, и действительно ли с ним что-то не так? 

Мнений, разговоров и слухов о том, что с психическим здоровьем самопровозглашенного правителя далеко не все в порядке, было много и до 2020 года. Чаще всего, по понятным причинам, о его диагнозах специалисты говорят анонимно, однако были случаи, когда о проблеме с психикой Лукашенко врачи заявляли и от своего имени.

Так, в частности, в 2001 году минский психиатр Дмитрий Щигельский, дополнив своими наблюдениями выводы коллег, опубликовал «Историю болезни Александра Григорьевича Лукашенко» за что потом из-за угроз расправы был вынужден покинуть страну вместе с семьей.

Как рассказал медик, в том числе в его руки попали документальные сведения о том, что впервые Лукашенко попал в поле зрения психиатров еще после окончания пединститута. Явившись на прием к первому секретарю обкома партии Леонову, он настойчиво просил назначить его председателем колхоза. После этого Лукашенко направили на освидетельствование, и ему был поставлен диагноз «мозаичная психопатия». 

В 1978 году директор Могилевского облпищеторга, где Лукашенко работал секретарем ВЛКСМ, обратился к начмеду больницы с просьбой о его психиатрическом освидетельствовании в связи с неадекватным поведением. 

В 1982 году Лукашенко комиссовали из армии с тем же диагнозом – «мозаичная психопатия». А в 1994 году перед вторым туром президентских выборов в Беларуси из архива Могилевской областной психиатрической больницы, со слов психиатра, была похищена медицинская карта А. Г. Лукашенко, наблюдавшегося здесь с середины 70-х годов.

По словам обнародовавшего диагнозы Лукашенко психиатра, он сделал это не для пиара. В своем интервью он говорил о том, что посчитал важным это озвучить, когда в стране стали пропадать люди, в частности – личные политические конкуренты диктатора. Во всем этом медик в том числе увидел проявления психзаболевания. 

А вот какое заключение психиатры, работающие над той самой «историей болезни Лукашенко», сделали еще в 2001 году:

«<...>анализ личности Л. обнаруживает ряд признаков, характерных как для параноидного, так и для диссоциального расстройств личности при наличии стержневой сверхценной идеи собственной значимости, аффективной логики, склонности объяснять события в мире исходя из «заговорщицких» намерений без достаточных на то оснований, подозрительности, равнодушия к чувствам других людей, склонности к манипулированию ими, низкой толерантности к фрустрации и низкого порога агрессивного поведения, включая насилие, неспособности к переживанию вины и извлечению пользы из неблагоприятного опыта. Указанные особенности тотальны и определяют весь психический облик данной личности.

<...>как видно из вышеизложенного, Л. страдает мозаичной психопатией, т.е. тем же заболеванием, которым, в соответствии с многочисленными широко известными исследованиями ведущих российских и западных психиатров, страдали И.Сталин и А.Гитлер.

<...>что касается нынешней ситуации в Беларуси, то независимые аналитики оценивают ее так: «Лукашенковская матрица», если ее не ликвидировать в рамках Беларуси, а тем более если она вырвется на российские просторы, способна создать глобальные напряжения в первые десятилетия ХХI века. И к этому предупреждению стоит отнестись предельно серьезно. <...> За этими субъективно-психологическими (порой просто психиатрическими) характеристиками просматривается вполне серьезный процесс  возможно, самая опасная попытка возврата если не всего бывшего СССР, то по крайней мере его белорусско-российской части в состояние Красной Дыры в мировом политико-правовом пространстве».

Прошло 20 лет, и мы видим, что прогнозы в общем-то сбываются.

Мы спросили у нашего собеседника о том, что он думает о диагнозе психиатров, поставленном Лукашенко в 20021 году, а также о том, изменилось ли его состояние сейчас.

«По всем признакам, которые мы наблюдаем сегодня, у Александра Лукашенко – «расстройство личности по параноидному типу». Это все та же психопатия, но уже по МКБ-11 (в предыдущей МКБ-10 это была «мозаичная психопатия»), - комментирует собеседник. - Это человек, вся жизнь которого развивается, исходя из определенных черт личности и характера. Он лишен эмпатии, ему очень сложно устанавливать какие-либо длительные отношения с людьми. Есть склонность все объяснять теорией заговора, преувеличивать роль своей личности, интерпретировать факты, даже не имеющие к нему отношения, как враждебные. К слову, эти качества позволяют ему выбиваться вперед на политическом поприще. 

Он максимально подозрителен, никому не верит – поэтому заранее устраняет даже потенциально опасных для него людей, и уж тем более конкурентов. При этом он не испытывает моральных и нравственных ограничений при этом. Он не сопереживает и не чувствует боль других людей. 

Насколько это может быть драматичным для страны и народа? Это мы уже прочувствовали на себе.

Он представляет опасность и для окружающих, и для самого себя. Такой человек не может и не должен оставаться президентом. Мы все видели, как он себя повел во время ковида, мы видели, как он поступает с политическими конкурентами, и что он делает со своими же людьми…

Его нахождение у власти представляет опасность для всех граждан Беларуси. И, значит, об этом нужно говорить.

В чем конкретно заключается опасность?

Он не способен рационально и адекватно интерпретировать происходящее, он готов на любые применения силы для удержания власти. Когда Лукашенко говорит «Вам нужно меня убить, чтобы забрать власть, он, кстати, не врет. Этот человек способен отдать любые приказы. Вопрос только в том, выполнят ли его исполнители.

Человеку с таким диагнозом нельзя давать в руки оружие. Потому что никто не может предсказать, что он может с ним сделать. Сейчас Лукашенко в поле зрения чуть ли не всего мира. Особенность его диагноза в том, что попадая в стрессовую ситуацию, проявления болезни становится более яркими. На самом деле он ведет себя так же, как и всегда, ничего нового. Но сейчас он в постоянно стрессовой ситуации, диагноз буквально процветает. И это значит, что Лукашенко будет бороться за власть до последнего беларуса, до последнего патрона, и будет использовать для этого любые способы». 

Поделиться:

Категория: Новости

Темы: МВД преступления против человечности ГУБОПиК