«Часть 2 статьи 198 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь не предусматривает отобрание подписки с предупреждением об ответственности за разглашение данных предварительного следствия или дознания у подозреваемого и обвиняемого» - такой ответ получила Виктория Федорова, председатель «Правовой инициативы» из Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по национальной безопасности.
«Правовая инициатива» обратилась в Парламент, Следственный комитет и Генеральную прокуратуру после того как мы узнали, что с журналистов независимых беларусских СМИ подозреваемых по «делу БелТА» М.Золотовой, И. Левшиной, Т.Коровенковой и П. Быковского взята подписка о недопустимости разглашения данных предварительного расследования» - рассказала Виктория Федорова.
Законодательство (ст. 198 УПК)
следователь, лицо, производящее дознание, вправе предупредить защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, представителей, представителя умершего подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого, свидетелей, эксперта, специалиста, переводчика, понятых и других лиц, присутствующих при производстве следственных и других процессуальных действий, о недопустимости разглашения без их разрешения имеющихся в деле сведений. У этих лиц берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со статьей 407 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
«Поскольку в статье 198 УПК указан закрытый перечень участников уголовного процесса с которых может браться подписка, а подозреваемые и обвиняемые в этот перечень не включены, я попросила Следственный комитет разъяснить, на основании какой статьи УПК с подозреваемых журналистов взята подписка и какая ответственность предусмотрена за разглашение подозреваемым данных предварительного расследования» - объясняет правозащитница.
Следователь по особо важным делам главного следственного управления Следственного комитета Республики Беларусь А.А. Семёник ответил, что журналисты предупреждены о недопустимости разглашения данных предварительного расследования в соответствии с действующим УПК.
При этом господин Семёник не указал ни номер статьи УПК, который дает право брать с подозреваемых подписку о неразглашении, ни номер статьи УК, которая устанавливает ответственность за разглашение.
Генеральная прокуратура, как обычно, попросту уклонилась от ответа, сославшись на то, что правозащитница не является участником уголовного процесса.
Последняя надежда оставалась на Парламент, поскольку по закону в случае обнаружения неясностей в содержании нормативного правового акта, а также противоречий в практике его применения именно орган принявший этот акт осуществляет официальное толкование.
В.В.Михневич, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по национальной безопасности однозначно указал на то, что часть 2 статьи 198 УПК не применяется к подозреваемым и обвиняемым. Других статей про подписки о неразглашении в УПК нет.
«Как видно, подписки о неразглашении, которые были взяты с Золотовой, Левшиной, Коровенковой и Быковского незаконны. Поэтому мы призываем журналистов обжаловать неправомерные действия следователей», - заявила Виктория Федорова.